ПОЛОЖЕНИЕ о III Всероссийском конкурсе молодых преподавателей вузов

I. Общие положения

Настоящее Положение о III Всероссийском конкурсе молодых преподавателей вузов (далее, соответственно – Положение, Конкурс) устанавливает организационно-технологическую модель его проведения, определяет цель и задачи Конкурса, условия и правила, регламентирующие участие в Конкурсе, порядок формирования жюри, порядок отбора и награждения призеров и победителей Конкурса.

Конкурс проходит под эгидой Российского Союза ректоров и при поддержке Центра стратегии развития образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

В связи с высокой социальной значимостью Конкурса для развития системы образовании России, его проведение поддержано грантом Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленным Фондом президентских грантов Автономной некоммерческой организации поддержки и развития инициатив молодых ученых и педагогов «Молодежные научно-образовательные инициативы».

Официальный сайт Конкурса– http://profcontest.ru

Перечень документов и материалов, предъявляемых для участия в Конкурсе, структура конкурсных испытаний и формат их проведения устанавливаются настоящим Положением.

Рабочим языком проведения Конкурса является русский язык.

II. Цель и задачи Конкурса

Цель проведения Конкурса – содействие совершенствованию системы подготовки молодых педагогических кадров учреждений высшего образования и науки для обеспечения Российской Федерации высококвалифицированными молодыми специалистами в различных отраслях экономики.

Задачи проведения Конкурса:

  • повышение мотивации молодых преподавателей вузов к преподавательской деятельности;
  • выявление талантливых молодых преподавателей учреждений высшего образования и науки на основе конкурсного отбора;
  • создание площадки для обмена опытом и современными, эффективными формами и методами преподавания в высшей школе для молодых преподавателей вузов России;
  • выявление и распространение перспективных и инновационных технологий в организационно-методической деятельности молодых педагогов;
  • реализация мер по поддержке и поощрению молодых талантливых педагогов учреждений высшего образования и науки;
  • повышение социального статуса и престижа педагогических работников;
  • содействие росту профессионального мастерства, личного и творческого потенциала педагогических работников.

III. Структура и участники Конкурса

Участниками Конкурса могут быть граждане Российской Федерации в возрасте до 35 лет (включительно), являющиеся научно-педагогическими работниками учреждений высшего образования или учреждений науки и имеющие на момент представления заявки не менее 2 лет непрерывного стажа педагогической работы.

Конкурс состоит из двух туров (межрегиональный и федеральный), каждый из которых состоит из двух этапов (заочный и очный):

  • межрегиональный тур (заочный и очный этапы);
  • федеральный тур (заочный и очный этапы).

Участниками очного этапа Конкурса (как межрегионального, так и федерального тура) являются лучшие участники заочного этапа.

Межрегиональный тур состоит из четырех площадок в городах Барнаул, Омск, Ростов-на-Дону, Саратов.

Участники имеют право подать заявку на заочный этап на каждую площадку межрегионального тура. При этом каждый участник имеет право принять участие в очном этапе только на одной площадке межрегионального тура Конкурса.

Межрегиональные площадки дают возможность более качественной подготовки к федеральному туру, позволяют апробировать материал выступления, испытать свои навыки в конкурсной программе.

Победители каждой площадки межрегионального тура напрямую попадают на очный этап федерального тура Конкурса, минуя заочный этап.
В очный этап федерального тура проходят все победители (обладатели дипломов I степени) очных этапов межрегионального тура, а также призеры, набравшие более 85% от максимально возможного количества баллов и рекомендованные конкурсным жюри.

В случае невозможности участия ни в одной площадке межрегионального тура, конкурсанты могут подавать заявку сразу на заочный этап федерального тура.

Очный финал федерального тура Конкурса состоится в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

Сроки проведения заочных и очных этапов межрегионального и федерального туров публикуются на официальном сайте Конкурса.

В каждом туре Конкурса выявляются победители и призеры. По решению Оргкомитета Конкурса могут быть присуждены номинации.

Итоговые победители и призеры Конкурса определяются по результатам очного этапа федерального тура Конкурса.

IV. Заявка на участие в заочном этапе

Заявка на участие в заочном этапе межрегионального тура Конкурса включает следующие разделы:

  • Раздел «Сведения об участнике» (обязательный), в котором указываются ФИО; дата рождения; гражданство; место проживания; сведения о месте работы (полное наименование организации и полное наименование должности); ученая степень, ученое звание, почетное звание (при наличии); стаж педагогической деятельности.
  • Раздел «Документы, подаваемые для участия в Конкурсе» предполагает прикрепление к заявке документов и материалов, описывающих конкурсную работу:
    • мотивационное письмо (обязательно).
      В мотивационном письме участнику необходимо логично и структурированно изложить свою цель участия в Конкурсе, а также объяснить, как участие в Конкурсе может быть полезно ему и его образовательной среде.
      Требования к мотивационному письму: объем – до 2 страниц формата А4. Шрифт: Times New Roman, 14 пт. Межстрочный интервал: 1,25 (4 мм). На странице текст размещается с соблюдением размера полей: слева, справа, сверху и снизу по 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см. Выравнивание текста: по ширине. Приветствуется наличие в мотивационном письме фотоматериалов или элементов творческого подхода.
    • презентация авторского курса / проекта / технологии / педагогической инновации / авторского онлайн-курса / собственного цифрового образовательного проекта, в том числе с использованием дистанционных технологий, виртуальной реальности и искусственного интеллекта (обязательно).
      Презентация должна содержать информацию о курсе/технологии/ инновационных формах проведения занятий/проекте, разработанных и внедренных участником. В презентации рекомендуется указать: а) название и описание курса/технологии/инновационных форм проведения занятий (миссия, цель, задачи, описание, показатели эффективности); б) информацию о внедрении в учебный процесс (как, когда, где, основные мероприятия, план внедрения и реализации, задействованные ресурсы); в) основные результаты курса/проекта; г) дальнейшие перспективы развития проекта. Для коллективных работ необходимо указать личный вклад молодого преподавателя.
      При представлении на Конкурс онлайн-курса или цифрового образовательного проекта в презентации необходимо предоставить актуальные ссылки и доступ к соответствующим информационным ресурсам.
    • видеообращение, представляющее участника и его/ее педагогическую инновацию (необязательно).
      В видеообращении участнику необходимо представиться, кратко описать свою профессиональную деятельность, основные достижения и особый акцент сделать на внедренной педагогической инновации (где, когда и как была внедрена).
      Требования к видеообращению: продолжительность – не более 2 минут; размер загружаемого файла – не более 300 Мбайт; форматы видео – AVI, MPEG, MP4, M4V, MOV, MKV.
  • Раздел «Контактная информация» (обязательный), в котором указываются контактный телефон участника, контактный e-mail и ссылки на профили в социальных сетях (при наличии).
  • Раздел «Дополнительные сведения» (необязательный),в котором содержится информация об основных премиях, призах и наградах участника (не более 10 шт.).

Заявка подается через электронную систему регистрации на сайте Конкурса.

 

Заявка на участие в заочном этапе федерального тура Конкурса включает следующие разделы:

  • Раздел «Сведения об участнике» (обязательный), в котором указываются ФИО; дата рождения; гражданство; место проживания; сведения о месте работы (полное наименование организации и полное наименование должности); ученая степень, ученое звание, почетное звание (при наличии); стаж педагогической деятельности.
  • Раздел «Документы, подаваемые для участия в Конкурсе» предполагает прикрепление к заявке документов и материалов, описывающих конкурсную работу:
    • эссе-рассуждение по одной из педагогических проблем, которое основано на собственном опыте участника (обязательно).
      В эссе участник должен аргументированно изложить свою позицию по предложенной им теме, подкрепив свои рассуждения собственным опытом и опорой на современные исследования по данной тематике.
      Требования к эссе: объем – до 2 страниц формата А4. Шрифт: Times New Roman, 14 пт. Межстрочный интервал: 1,25 (4 мм). На странице текст размещается с соблюдением размера полей: слева, справа, сверху и снизу по 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см. Выравнивание текста: по ширине.
    • презентация авторского курса / проекта / технологии / педагогической инновации / авторского онлайн-курса / собственного цифрового образовательного проекта, в том числе с использованием дистанционных технологий, виртуальной реальности и искусственного интеллекта (обязательно).
      Презентация должна содержать информацию о курсе/технологии/ инновационных формах проведения занятий/проекте, разработанных и внедренных участником. В презентации рекомендуется указать: а) название и описание курса/технологии/инновационных форм проведения занятий (миссия, цель, задачи, описание, показатели эффективности); б) информацию о внедрении в учебный процесс (как, когда, где, основные мероприятия, план внедрения и реализации, задействованные ресурсы); в) основные результаты курса/проекта; г) дальнейшие перспективы развития проекта. Для коллективных работ необходимо указать личный вклад молодого преподавателя.
      При представлении на Конкурс онлайн-курса или цифрового образовательного проекта в презентации необходимо предоставить актуальные ссылки и доступ к соответствующим информационным ресурсам.
    • видеообращение, представляющее участника и его/ее педагогическую инновацию (обязательно).
      В видеообращении участнику необходимо представиться, кратко описать свою профессиональную деятельность, основные достижения и особый акцент сделать на внедренной педагогической инновации (где, когда и как была внедрена).
      Требования к видеообращению: продолжительность – не более 2 минут; размер загружаемого файла – не более 300 Мбайт; форматы видео – AVI, MPEG, MP4, M4V, MOV, MKV.
  • Раздел «Контактная информация» (обязательный), в котором указываются контактный телефон участника, контактный e-mail и ссылки на профили в социальных сетях (при наличии).
  • Раздел «Дополнительные сведения» (необязательный),в котором содержится информация об основных публикациях участника (не более 10 шт.) по теме курса/проекта, а также сведения о премиях, призах и наградах (не более 10 шт.).

Заявка подается через электронную систему регистрации на сайте Конкурса.

Один участник имеет право подать только одну заявку на федеральный тур Конкурса.

V. Конкурсные испытания на очном этапе

Конкурсные испытания на очном этапе межрегионального тура включают:

  • показательное занятие и модерирование дискуссии на заданную тему, участниками которой могут быть студенты, другие конкурсанты и члены жюри (регламент – до 30 минут + 10 минут для ответов на вопросы других участников о целях, задачах, формах, средствах и методах обучения в рамках занятия).

Конкурсные испытания на очном этапе федерального тура включают:

  • показательное занятие и модерирование дискуссии на заданную тему, участниками которой могут быть другие конкурсанты и члены жюри (регламент – до 20 минут);
  • мотивирующая лекция по предмету в стиле TED (регламент – до 15 минут).

VI. Конкурсное жюри

Оценку выполнения заданий заочного и очного этапов межрегионального и федерального туров Конкурса осуществляет конкурсное жюри (далее – жюри).

В состав жюри каждой площадки межрегионального тура входят не менее 6 человек, в состав жюри федерального тура – не менее 15 человек.

Основанием для включения экспертов в состав жюри является их соответствие как минимум одному из следующих критериев:

  • наличие учёной степени доктора или кандидата наук;
  • членство в общественных организациях и экспертных структурах, занимающихся наукой и образованием;
  • замещение по основному месту работы должностей «Ректор», «Проректор», иных руководящих должностей в образовательном учреждении высшего образования;
  • наличие статуса победителя (призера) предыдущих Всероссийских конкурсов молодых преподавателей вузов.

В состав жюри могут также входить сотрудники органов власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования и науки.

VII. Определение и награждение победителей Конкурса

Жюри оценивает заявки (на заочном этапе) и выступления (на очном этапе) участников Конкурса на основании критериев, утвержденных Оргкомитетом Конкурса (Приложения № 1 и № 2 к настоящему Положению).

На заочных этапах жюри, помимо оценки содержания заявки по критериям, проверяет соответствие заявки и приложенных к ней документов на формальное соответствие. Заявка может быть отклонена в случае отсутствия документов, подаваемых для участия в Конкурсе, или несоответствия данных документов или информации, содержащейся в заявке, формальным требованиям Конкурса (см. раздел «Заявка на участие в заочном этапе»).

Критерии оценки выступлений на очных этапах могут быть дополнены по решению жюри и Оргкомитета Конкурса. В случае внесения изменений в критерии, участники уведомляются об этом не менее чем за 10 дней до очного этапа.

При необходимости жюри и Оргкомитет могут устанавливать дополнительные конкурсные испытания.

По итогам оценки авторских онлайн-курсов и презентаций цифровых образовательных проектов, жюри совместно с Оргкомитетом Конкурса может учредить номинацию «Лучший цифровой образовательный проект молодых преподавателей».

Победители и призеры Конкурса награждаются дипломами и призами.

Оргкомитетом Конкурса могут быть назначены дополнительные номинации Конкурса в тех случаях, когда выступление кандидата сложно оценить по имеющимся критериям, но выступление, по мнению жюри, заслуживает особого признания.

При оценке выступлений участников на очных этапах члены жюри имеют право использовать и учитывать данные заочных этапов.

 

Приложения к Положению о Конкурсе

Приложение № 1 – Критерии оценивания заявки на заочном этапе

Приложение № 2 – Критерии оценивания выступлений участников на очном этапе